Как выбрать масло для мотоцикла?

24 сентября 2020

Каждый мотоциклист сталкивался с вопросом - Какое моторное масло купить для мотоцикла. Ведь грамотно выбранное моторное масло - залог длительной бесперебойной работы двигателя вашего верного железного коня.

Моторное масло — это не просто жидкость, которая смазывает все детали вашего двигателя. Это еще защита от коррозии, герметизация, охлаждение от переизбытка тепла, и другие важные нюансы. Но самое важное, что оно защищает от быстрого истирания движущиеся детали поршневых двигателей.

Все масла различаются своим составом, режимами эксплуатации, а также вязкостью. Но и это не все, ведь параметры подбора очень обширны. А для того, чтобы вы знали, как выбрать моторное масло - в сегодняшней статье мы вам расскажем обо всех тонкостях и какие существуют классификации и виды.

Для того, чтобы ваш мотоцикл прослужил вам максимально долго, первое что нужно сделать, перед покупкой моторного масла - сверится по техническому паспорту байка (инструкция к мотоциклу). Ведь там четко указано, какое масло будет наилучшим для конкретно этого мотоцикла.

Чаще всего, все производители указывают таблицу с рекомендованными классами масел. Минимум указывают класс по стандарту SAE. Также должны быть прописаны классификации ACEA, API и JASO. Но, как понять, что это за аббревиатуры, и на что нужно обращать внимание при покупке? Перед тем как ответить, давайте разберем состав и основные виды масла.

Состав моторного масла

Абсолютно все моторные масла состоят из двух составляющих:

  • База (основа).Это фундамент, на основе которого создается продукт. Есть несколько вариантов получения базы, но все они могут быть дополнены друг-другом в любом соотношении. Обычно составляют примерно 75-90% от готового масла.
  • Присадки.Это дополнения, которые добавляются в различном количестве, и абсолютно различных вариациях, для достижения того или иного свойства масла. На сегодняшний день существует 4 крупнейших предприятия, которые производят присадки в различных вариациях.

Все производители масел, сами по себе масла не производят. Они закупают базу и присадки, и уже у себя в лабораториях смешивают их по своим уникальными формулам, для получения необходимого масла с необходимой вязкостью и прочими характеристиками. То есть, если очень утрировано сказать - все масла, которые производятся — это одна жидкость, с разной вязкостью.

Из этого следует вывод №1 - если вы смешаете разные масла (главное одинаковой вязкости), просто разных брендов - ничего критического не произойдет. Под понятием смешивания, я имею ввиду: ранее был залит, к примеру Motul, а потом вы залили Ipone. Ничего страшного не произойдет, мотоцикл не сломается. Единственное, что было на моей практике - мот, после заливки другого масла - ехал чуть слабо, чувствовалась легкая тяжесть. Но буквально через 20-25 км - масло прогналось по всем системам - и мотоцикл поехал в привычном для него режиме, и все снова работало отлично.

А вот что важно при выборе масло, так это условный состав, который указывают все производители масел на своих упаковках. А точнее - тип масла.

Типы моторных масел

Сегодня все бренды делят масла на три основных категории.

Минеральное моторное масло.
Обозначение на этикетке - Mineral. Есть много сторонников данного типа масла, тем более оно самое доступное ныне на рынке. Содержит природные компоненты, которые при сгорании - образуют излишнюю выработку, которая забивает каналы, ухудшает смазочные свойства и как результат хуже охлаждают двигатель. Также густеют при низких температурах, хуже всех очищают двигатель от нагара, а при работе на высоких температурах имеют неустойчивые свойства, что негативно сказывается на долговечности движка. Процедура получения: перегонка нефти.

Синтетическое моторное масло.
На упаковке обозначается Fully Synthetic. Ключевое преимущество данного масла - лучшие эксплуатационные характеристики. А именно: не теряет свойств в жару, и плохо густеет, при низких температурах. Более точный диапазон температур можно узнать на упаковке конкретного масла. Вторым плюсом этих масел является - лучшая защита двигателя от нагара, высокая очистка, более стабильны в работе. Процедура получения: полностью синтезировано в результате химических реакций. Чаще всего используемая основа — полиальфаолефины (ПАО) и эфиры (эстеры). Это самые лучшие масла на текущий момент, ведь они практически лишены недостатков, так как в них нет нефтепродуктов. К недостаткам могу отнести, разве что, высокую цену.

Полусинтетическое моторное масло.
Это, скажем так - полумера. Уже не минеральное, но еще и не синтетика. Создается, как правило, на основе смеси из нескольких баз: минеральная (нефтепродучная) и синтетика. Если коротко - сборная солянка и первых двух типов, что не есть хорошо. Если грамотно - база для полусинтетики может быть изготовлена, как из смеси ПАО и эстеров, так и на основе гидрокрекинга. На упаковке встречаются всевозможные вариации обозначений: Semi-Synthetic, Hydro-Synthetic, Synthetic Technology, и т.д. Тем не менее, очень часто такое масло используется для высокофорсированных моторов с турбонаддувом. Плюсом данного продукта стала - высокая эффективность при холодном запуске. Оно чуть гуще чем полная синтетика, что эффективно сказывается на работе двигателя. А прекрасное соотношение цена/качество плюс высокие эксплуатационные характеристики масла SAE 10W40 сделали данный тип масла - самым популярным для мото во всем мире.

Абсолютно все моторные масла проходят сертификации. За тем лишь исключением, что все автомобильные масла проходят сертификацию API и ACEA, а все масла для мотоциклов - сертификацию API и JASO. О сертификациях ниже.

Изучив типы, делаем вывод №2 - нельзя мешать синтетику с минеральными маслом. И нельзя лить в мотор, то, что не предназначено.

Что такое SAE в масле?

Американская ассоциация автомобильных инженеров (SAE) создали стандарт SAE J300, который они регулярно обновляют. Данный стандарт классифицирует моторные масла по их вязкости. Вязкость (текучесть масла) — это значение, от которого будет зависеть можно ли эксплуатировать двигатель при разных температурах. Стандарт SAE указывает диапазон температур, при котором вы можете безопасно ездить, не навредив двигателю мотоцикла.

Почему это важно?! В зимнюю пору при морозах - нужно жидкое (маловязкое) масло, а для жары и высоких температур - наоборот более густое масло (вязкое). И именно для того, чтобы мы понимали, какое масло подходит для нас, при наших температурах - классификация SAE и нужна.

Обозначается вязкость в единицах, чем ниже число – тем ниже вязкость масла, и наоборот. На сегодняшний день есть 11 категорий вязкости:

  • 5-летних: 20/30/40/50/60
  • 6 зимних: 0W/5W/10W/15W/20W/25W

Первой цифрой всегда обозначают нижний порог температуры окружающей среды, при котором масло будет обеспечивать бесперебойную работу всей системы: вращение коленвала, работу масло-насоса, и прокачка масла по всей системе двигателя, при котором не будет сухого трения. Вторая цифра — это предельная верхняя температура, при которой все системы будут работать все еще хорошо, даже учитывая жару и нагрузки.

Чтобы было более понятно, можно взглянуть на фото. К примеру, у нас есть масло SAE 15W30. Это значит, что наш диапазон температур составит от -20°С до +30°С. Что в свою очередь дает понимание, что при -20°С у нас будет все еще отличная прокачиваемость масла по всем системам, и оно не загустеет. Ну а при +30°С масло не закипит, и будет работать.

Вывод №3 - Заливаем масло, только одной вязкости. Мешать вязкость нельзя.

Важно!
Все синтетические масла имеют больший температурный диапазон, и по всем параметрам будут лучше полусинтетика 10W-40. А к примеру масло 5W-50 будет только синтетическим, так как минеральное или полусинтетика такого диапазона вязкости не может обеспечить.

Спецификации и стандарты допусков масла для мотоцикла

Что такое стандарт API в масле?

API (American Petroleum Institute) — это американский Институт Нефти, который установил минимальные рабочие стандарты и уровни качества масел для бензиновых и дизельных двигателей.

Для нас, главное знать про такие допуски в этом стандарте:

  • SG – более не поддерживается, введён в 1989 году, лучше сопротивляется формированию всяких отложений в моторах, лучше защита от износа и ржавления. Неприменимо для большинства двигателей, выпущенных после 1993 года.
  • SH – более не поддерживается, введён в 1993 году, показатели аналогичны классу SG, но испытания проводились более жесткие. Неприменимо для большинства двигателей, выпущенных после 1996 года.
  • SJ – актуально, введён в 1996 году, разработан с учетом более жестких требований к выбросам, и к более новым двигателям. Подходит только для моторов, выпущенных не позднее 2001 года.
  • SL - актуально, подходит для моторов, выпущенных не позднее 2004 года.
  • SM - актуально, подходит для моторов, выпущенных не позднее 2010 года.
  • SN - актуально, подходит для моторов, выпущенных после 2010 года.

Что такое стандарт ACEA в масле?

ACEA (Association des Constructeurs Européens d’Automobiles) — это Ассоциация Европейских производителей автомобилей. Также установил свои стандарты и уровни качества для масел. Тоже важные стандарты, но так как они применимы только в автомобильной технике, останавливаться на них не будем.

Что такое стандарт JASO в масле?

JASO (Japanese Automotive Standards Organization) — это Японская организация по стандартам в области автомобилестроения. Стандарт, по которому делаются допуски - T903. Данный допуск касается всех масел, которые отвечают минимум одному из классов API или ACEA. Антифрикционные характеристики адаптированы к мототехнике.

Этот стандарт содержит в себе 3 класса качества по возрастающей, и обозначают результаты тестов на фрикционные трения:

  • MB - низкий коэффициент трения, только для сухого картера (4х-тактный двигатель).
  • MA-1 - низкий коэффициент трения, для мокрого картера с малой нагрузкой (4х-тактный двигатель).
  • MA-2 - высокий коэффициент трения, для спортивных мотоциклов и больших нагрузок, мокрый картер (4х-тактный двигатель).

Многие считают, что это обязательная маркировка, которая есть на каждом мотомасле, и потому нужно покупать только такое. На самом деле нет. Эта маркировка не на всех маслах есть. И причина тому только одна - масло просто не тестировалось на мокром сцеплении.

Вывод №4 - в сухой картер нельзя лить масло для мокрого и наоборот.

Как часто менять масло в мотоцикле?

Если коротко - идем в инструкцию вашего мотоцикла, и читаем что указывает производитель. Ведь, на самом деле, все очень индивидуально. Для одного мотоцикла этот интервал может быть каждых 10 000 км, а для другого - каждые 2000 км. Если усреднить - раз в 5000 км меняем полностью масло. И под заменой подразумевается: слить остатки старого, промыть и залить свежее. Стоит учесть и тип езды, и состояние двигателя в целом. Если вы ездите по городу или короткие расстояния - масло будет набираться бензина (холодный старт обогащает смесь), плюс пыль от сцепления - в таком случае стоит уменьшить интервалы в 2-3 раза. А если вы ездите в круизы, катаете только по шоссе - можете смело увеличивать интервалы замены. В общем все индивидуально по всем параметрам, которые стоит брать к сведению.

Немаловажным будет и простой мотоцикла, при консервировании его на зиму или просто длительного простоя. Я сторонник того, чтобы масло перед зимой - слить заранее.

Можно ли заливать автомобильное масло в мотоцикл?

Перед тем как ответить на этот вопрос, споры о котором ведутся уже много лет, я бы хотел напомнить об еще одной важной вещи. Кроме допусков и стандартов, а также состава, стоит знать еще и конструкцию мотоцикла. А если еще точнее - что собой представляет картер и масляная система.

На сегодняшний день, практически все мотоциклы можно поделить на 2 вида:

  • Мокрое сцепление (сцепление в масляной ванне). Самая популярная конструкция на текущий момент, среди всех мотоциклов. Данное решение обусловлено надежностью и более долговечностью вашего байка. Масло охлаждает диски сцепления, в следствии чего сцепление выдерживает значительные нагрузки, уменьшается износ. При данном типе, залитое масло будет смазывать все системы: поршневую, коробку передач. Недостатком будет то, что масло загрязняется быстрее, так как пыль от сцепления никуда не девается.
  • Сухое сцепление. Как понятно из названия, не заливается маслом. Как следствие уменьшение гидравлического сопротивления и большая мощность на привод. Масло смазывает только поршневую и механизм коробки передач. Правда на таком типе - будет меньше охлаждение дисков сцепления, и как следствие более быстрый износ. Как бонус - более чистое моторное масло.
  • С этим разобрались. Второй важный момент - все мотоциклы бывают четырехтактными и двухтактными. Моторные масла для двухтактных моторов нe подходит к чeтыpexтaктным, и наоборот!

    Масло для сухого картера нельзя лить в мокрый и наоборот. И это вывод №5.

    Что же касается вопроса про автомасла, бытует мнение, что нет, всё равно нельзя. Но, исходя из всего, что я описал выше о составе и допусках, плюс учитывая конструкционные особенности - могу сказать - да, можно. Окончательно убедится в этом можно, если взглянуть на следующее фото:

    Исходя из этой диаграммы, можно понять, что количество антифрикционных компонентов у обеих категорий масел - практически идентично. А это значит, что даже присадки, снижающие трение - так же будут схожими, и ничего не будет проскальзывать. Просто, прежде чем покупать автомасло в свой байк - изучите все спецификации, состав и все нюансы, которые требует именно ваш мотоцикл!

    Вывод №6 - переворачиваем банку с маслом и на обратной стороне читаем, что написано маленькими буквами в спецификациях. Сравниваем с тем, что рекомендует Инструкция по эксплуатации. Если совпадает - можно брать. И нельзя лить в мотор, то, что не предназначено.

    И напоследок

    Вопрос выбора масла важен, если вы хотите, чтобы ваш мотоцикл работал качественно и долго. Потому не ленитесь изучить материал и как это работает. Мы собрали в этой статье все самые важные моменты и тонкости. И будьте внимательны, выбирая новое масло для байка, обращайте внимания на спецификации и паспорта масел. В нашем магазине вы всегда можете выбрать масло для мотоцикла от лучших брендов со всего мира.